Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Правовая охрана вод Волжского бассейна
Белякова, С. Р.

Белякова, С. Р.
Правовая охрана вод Волжского бассейна :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Актуальность темы исследования.

Волга - самая крупная река Европы, протяженностью 3531 км. В древности ее называли «Ра» (щедрая), в средние века - «Итиль» (река рек), позже величали «святой» и «матушкой». Она один из ярких символов, национальная гордость России.

Бассейн реки Волга является самой экономически развитой европейской частью страны. На его территории расположено 442 города, проживает около 61 млн. человек, т.е. свыше 40% населения страны. В нем сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности, прежде всего химической, черной и цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности, энергетики и атомной промышленности, т. е. около 50% промышленного потенциала России. Только нефтеперерабатывающие предприятия в водную среду ежегодно сбрасывают 63 млн. куб. м неочищенных и недостаточно чистых стоков.

Около 87% русла Волжского бассейна зарегулировано каскадом водохранилищ. В бассейне имеется 21 крупное водохранилище, а всего эксплуатируется 716 водохранилищ. На реке Волга и ее крупнейшем притоке реке Кама построено 11 гидроэлектростанций.

Волжские водохранилища сильно загрязнены нефтепродуктами, фенолами, соединениями меди, железа, формальдегидом, органикой (вода оценивается от «загрязненной» до «очень грязной»). В течение последних 15 лет наблюдается процесс евтрофирования (цветения) Волжских водохранилищ.

Загрязнителями Волги являются предприятия сельского хозяйства, применяющие агрохимикаты и другие химические средства. От 30 до 70% минеральных удобрений смывается в водные объекты бассейна.

Экологически неблагополучно состояние водных объектов в районах расположения животноводческих ферм и комплексов с гидросмывом навоза.

Свою «лепту» в загрязнение вод Волжского бассейна вносит коммунально-бытовое хозяйство. Через системы канализации в Волгу сбрасывается более 70% загрязненных сточных вод.

3

Отсюда закономерно, что снабжение качественной питьевой водой является одной из приоритетных проблем, от решения которой зависят здоровье и уровень жизни населения.

Следует отметить, что в каждой третьей пробе из источника для питьевой воды бассейна Волги могут содержаться вредные вещества, превышающие предельно допустимые концентрации в 2-4 раза, а в отдельных случаях в 100 раз. Из всего объема сбрасываемых сточных вод лишь 10-15% обеспечиваются очисткой до нормативного качества перед их выпуском в водоемы. До 50% населения Волжского бассейна вынуждено использовать для питья как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс воду, которая не в полной мере соответствует требованиям ГОСТа 2874-82 «Питьевая вода» по физико-химическим, органическим, микробиологическим показателям.

Однако российское законодательство, регулирующее отношения в области охраны вод, не отвечает в полной мере потребностям общества, не может эффективно противостоять загрязнению, засорению, истощению вод Волжского бассейна.

Проблема охраны вод чрезвычайна сложна и требует принятия незамедлительных мер по предотвращению последующего загрязнения, засорения, истощения и ухудшения экологической обстановки в целом. В противном случае могут наступить негативные процессы глобального масштаба. Сложная экологическая обстановка в регионе является одной из основных причин низкого естественного прироста населения, высокой заболеваемости и смертности по сравнению со среднероссийскими показателями. В этой ситуации значение правовой охраны вод Волжского бассейна неизмеримо возросло. В экологических и экономических интересах природоохранительные мероприятия в отношении вод все больше сводятся к регулированию и установлению оптимального обеспечения необходимого количества и качества вод для питьевых, хозяйственно-бытовых, промышленных, энергетических и других нужд.

Правовая охрана вод Волжского бассейна приобрела актуальный характер в современной действительности, что и предопределило выбор в качестве темы диссертационного исследования.

4

Степень разработанности правовых проблем. Отечественная юридическая наука уделяла немало внимания вопросам исследования правовой охраны вод. Одним из первых советских ученых, исследовавших теоретические проблемы, связанные с охраной вод, был профессор Л.И. Дембо. Сложные вопросы советского водного законодательства, в том числе охраны вод, ответственность за нарушение водного законодательства, отражены в трудах Члена-корреспондента РАН, профессора О.С. Колбасова. Отдельные аспекты правовой охраны вод, совершенствования законодательства об ответственности за водные правонарушения нашли свое место в работах профессора СБ. Байсалова. Основные вопросы правового регулирования охраны вод от загрязнения и порядка сброса сточных вод, осуществления контроля и привлечения виновных лиц к ответственности были исследованы А.М. Кавериным.

Некоторые проблемы охраны вод отражены в диссертационных исследованиях: Колбасов О.С. «Проблемы совершенствования советского водного законодательства» (1968 г.); Пашков М.А. «Вопросы правовой охраны поверхностных вод» (1973 г.); Каверин А.М. «Правовая охрана вод от загрязнения и регулирование сброса сточных вод» (1974 г.); Тимофеев Л.А. «Правовое обеспечение комплексного использования вод (по материалам Волжского бассейна)» (1979 г.); Культелеев СТ. «Проблемы ответственности за водные правонарушения» (1981 г.); Шалтакбаев СЖ. «Теоретические вопросы правовой охраны вод» (1985 г.); Цулукидзе ДА. «Правовое обеспечение комплексного водопользования в Республике Грузия» (1995 г.); Мухамед-Ирекле А. «Правовая охрана вод в Республике Башкортостан» (1999 г.) и др.

Однако детальное изучение правовой охраны вод Волжского бассейна до сих пор не проводилось.

В настоящем диссертационном исследовании проанализировано действующее законодательство в области охраны вод. Автор обосновывает конкретные предложения, направленные на совершенствование правовых норм и практики их применения в данной области.

5

Предмет диссертационного исследования составляют: комплекс правовых норм, регулирующих правовую охрану вод Волжского бассейна; теоретические разработки и практика применения нормативных актов, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны вод Волжского бассейна.

Цель и задачи настоящего исследования. Цель исследования - изучение и анализ действующего российского законодательства в области охраны вод; выявление особенностей правового регулирования и эффективности реализации правовых средств, направленных на охрану вод Волжского бассейна; обоснование ряда конкретных предложений по совершенствованию водного и ряда других отраслей законодательства, в той или иной степени регулирующих отношения по охране вод Волжского бассейна. Для реализации данной цели в рамках диссертационного исследования поставлены следующие, задачи:

- провести анализ сложившейся в Волжском регионе неблагоприятной экологической ситуации, оказывающей негативное воздействие на состояние вод бассейна;

- установить особенности правовой охраны вод Волжского бассейна и дать развернутое ее определение;

- проанализировать действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской федерации и ее субъектов, расположенных в Волжском бассейне, проекты законов, регулирующих отношения по охране вод, выявить проблемы, связанные с их применением;

- определить особенности видов экологического контроля как правового инструмента в области охраны вод Волжского бассейна;

- изучить правоприменительную, арбитражную, судебную практику, связанную с нарушением водного законодательства, а также по охране вод Волжского бассейна;

- исследовать виды юридической ответственности в области охраны вод Волжского бассейна, внести конкретные предложения по повышению их эффективности применения.

6

Методологической основой диссертационного исследования являются методы сравнения и абстрагирования, анализа и синтеза, использования элементов формальной и диалектической логики. Их применение позволило автору исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимости, целостности и всесторонности.

Материалы законодательной и правоприменительной практики использованы в качестве базы для формирования исходных положений, для разработки методики исследования, для получения эмпирических данных, характеризующих правовую охрану вод Волжского бассейна.

Теоретические основы диссертации. Основной теоретической базой для исследования послужили труды ученых в области экологического и природоресурсного права: С.АБоголюбова, М.М.Бринчука, Г.Е.Быстрова, В.В Вербицкого, А.К.Голиченкова, Р.К.Гусева, О.Л.Дубовик,... В.Г.Емельяновой, Ю.Г.Жарикова, И.О.Красновой, В.В.Круглова,

И.Ф.Панкратова, Н.Г. Жаворонковой, Л.А.Заславской, В.В.Петрова. Работы ученых представили возможность воспользоваться не только концептуальными положениями, но и конкретными выводами и оценками, касающимися охраны вод, совершенствования водного законодательства, экологического контроля в области охраны вод.

Труды ученых-юристов в области административного и уголовного права Ю.С.Адушкина, С.Н.Братусь, И.Ш.Борчашвили, А.Е.Еренова, А.Е. Жалинского, Э.Н.Жевлакова, И.А.Иконицкой, Л.В.Ильяшенко, Ю.ИЛяпунова, В.М.Манохина, М.Г.Масевича, ВЛ.Мунтяна, Н.Б.Мухитдинова, П.Ф. Повелициной, Б.Г.Розовского, И.С.Самощенко, М.Х.Фарукшина, Е.А. Флейшиц, Ю.СШемшученко и др. послужили основой для проведенного в диссертационном исследовании анализа юридической ответственности в области охраны окружающей среды, а также для оценки правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения водного законодательства.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Настоящая диссертационная работа представляет собой первое, комплексное и самостоятельное научное, посвященное правовой охране вод

7

Волжского бассейна. В работе намечаются пути дальнейшего развития законодательства, обеспечивающего правовую охрану вод этого региона.

Основными теоретическими выводами и положениями, которые выносятся на защиту, являются:

- определение содержания правовой охраны вод Волжского бассейна как сложной комплексной проблемы, решение которой требует согласованных правовых действий хозяйствующих субъектов, а также субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Волжского бассейна, направленных на предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод;

- о необходимости совершенствования государственного экологического контроля в области охраны вод Волжского бассейна, в частности: об увеличении числа контролирующих инспекторов, осуществляющих государственный экологический контроль; о выделении определенной доли отчислений от штрафов, выявленных неплатежей за водопользование и нанесение вреда водным объектам, от реализации конфискованных орудий совершения или предмета совершения водных правонарушений, на улучшение материально-технического обеспечения, социальной сферы и денежного содержания государственных инспекторов по водному контролю;

- о необходимости обязательного производственного контроля на всех предприятиях, во всех хозяйствующих субъектах, которые своей деятельностью способствуют загрязнению вод Волжского бассейна; предложена структура Типового положения об обязательном производственном экологическом контроле;

- о целесообразности повышения штрафных санкций за нарушение водного законодательства: увеличение размера штрафа в зависимости от количества совершенных правонарушений в календарном году. Увеличение размера штрафа в три раза за каждый повторно совершенный административный проступок в течение календарного года;

- о необходимости изменения состава преступления, предусмотренного ст.250 УК РФ, из материального в формальное, т.е. уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их

8

природных свойств должна наступать за возможность причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, здоровью человека;

- о принятии нормативно-правового акта, регулирующего вопрос об обязательном экологическом страховании в Волжском бассейне. Содержание названного нормативно - правового акта приложено к диссертационному исследованию.

Научно-теоретическое и прикладное значение диссертационного исследования заключается в том, что его теоретические и практические рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности и правоприменительной практике.

Материалы исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе при преподавании курса «Экологическое право», а также при дальнейшей научной разработке данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии. Ее основные выводы и положения были изложены на научно-практических конференциях, отражены в опубликованных автором работах.

Многие положения диссертационного исследования использовались автором в процессе преподавания учебных курсов «Экологическое право», «Земельное право» в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственной университет им. И.Н.Ульянова», Чебоксарском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации, Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.

Структура диссертации. Название, структура и объем диссертации обусловлены актуальностью и целями исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

9

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цели и задачи, научная новизна и практическая значимость, излагаются теоретические и методологические основы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Общая характеристика правовой охраны вод Волжского бассейна» выявляются основные функции вод: экологические, социальные, экономические. Проводится анализ понятий: «вода», «воды», «бассейн реки», «водохранилище» в зависимости от их смыслового значения, предмета правового регулирования.

Серьезной проблемой для Волги и Волжского бассейна является ухудшение качества малых рек. В Волгу впадают 151 тыс. рек и ручьев длиной свыше 10 км. Около 2600 рек относятся к притокам первой величины, крупнейшие, из которых Ока и Кама. Каждый район Волги имеет свои особенности, которые влияющие на состояние малых рек, ее экосистему. Отсюда следует, что реализация мер по охране, оздоровлению экологического состояния ресурсов малых рек должна проводиться с учетом региональных особенностей, т.е. с учетом природных особенностей территорий и специфики хозяйственной активности в ее пределах. Существенную роль в восстановлении, охране малых рек имеет обретение ими рекреационного статуса, а также увеличение размеров их водоохранных зон.

Вопрос об охране малых рек недостаточно отрегулирован в водном законодательстве. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть все возможные правовые проблемы, связанные с использованием и охраной малых рек, поскольку без их возрождения невозможно возрождение больших рек.

Правовая охрана вод Волжского бассейна представляет собой сложную комплексную проблему, решение которой зависит от согласованных правовых действий хозяйствующих субъектов, а также субъектов Российской Федерации, находящихся на территории бассейна, направленных на предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод.

10

Автором анализируется процесс становления и развития российского водного законодательства. Главная, основополагающая роль в водном законодательстве РФ в области охраны вод принадлежит Водному кодексу. Все иные федеральные законы, регулирующие водные отношения, должны быть в соподчиненном положении перед Водным кодексом. РФ.

Исследуя проект Водного кодекса (далее Проект), подготовленный Министерством природных ресурсов Российской Федерации, диссертантом делается вывод о том, что он направлен на реализацию важнейших положений Конституции РФ, на актуализацию проблем собственности на водные объекты, разграничение управленческих полномочий, изменение системы требований и процедур в области водных отношений. Положительной стороной Проекта являются, например, четко закрепленный бассейновый принцип управления водопользованием, регулирование отношений собственности в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ.

Глава 3 Проекта «Право собственности и иные права на водные объекты» содержит радикально иной подход к отношениям собственности. Прежде всего в ст.14 Проекта назван новый вид государственной собственности - совместная государственная собственность. Вместе с тем в Конституции РФ и законодательстве, а также в самом Проекте используется термин «государственная собственность». В данном случае целесообразно было бы говорить о федеральной собственности, а не о совместной. Это подтверждает и порядок предоставления водных объектов в пользование, по которому все решения принимаются на федеральном уровне.

В соответствии со ст. 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ в Проекте было бы целесообразно дать разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации, тем более, что в ст. 15 Проекта устанавливается право собственности субъектов Российской Федерации на обособленные водные объекты.

Статья 16 Проекта предусматривает новую разновидность муниципальной собственности — собственность поселение. Однако правовыми актами правовой режим собственности поселений не определен. В любом случае, это та же муниципальная собственность на обособленные водные

11

объекты, приобретенные поселениями по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

В Проекте отсутствуют статьи, устанавливающие общие права и обязанности граждан и юридических лиц в области водопользования, что значительно усложняет привлечение виновных к ответственности в соответствии с нормами уголовного и административного законодательства.

Диссертантом высказываются предложения по проекту Федерального закона, «Об экологическом оздоровлении реки Волги и ее притоков, о восстановлении и сохранении природных комплексов Волжского бассейна», подготовленного Министерством природных ресурсов Российской Федерации, (далее Закон), в частности: о целесообразности включения в содержание этого Закона целей, механизмов его реализации; об урегулировании вопросов, возникающих в связи с трансграничными переносами загрязняющих веществ в речной системе; об экологичности судоходства; о роли и значении бассейновых соглашений между субъектами Российской Федерации; о правовой охране вод Волжского бассейна и реки Волга.

В работе проводится сравнительный анализ Водного кодекса Республики Башкортостан (1998 г.) и Водного кодекса Республики Татарстан (1999 г.). В республиканских водных кодексах традиционно регулируются охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, а также в зависимости от вида деятельности.

Проанализировав региональное законодательство в области охраны вод Волжского бассейна, автором делается вывод о том, что большинство субъектов, расположенных в этом регионе, имеют законы, регулирующие плату за водные объекты, структура которых практически идентична Закону РФ от 12 мая 1998г. «О плате за пользование водными объектами». Основное различие - в ставках за пользование водными объектами, а также в категориях плательщиков, пользующихся льготами по оплате.

Диссертант анализирует Закона Саратовской области от 14 августа 2000 г. «О водопользовании в Саратовской области», который содержит ряд норм, определяющих прогрессивные тенденции развития законодательства, направленного на рациональное использование и охрану водных ресурсов,

12

создание благоприятных условий для проживания и здоровья населения области.

Отмечается важность подзаконного нормотворчества органов исполнительной власти регионов, направленного на обеспечение охраны вод Волжского бассейна с учетом местных особенностей. Нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам охраны вод местного значения не могут противоречить Водному кодексу РФ, иным федеральным законам, принятым в его развитие, и законам субъектов Российской Федерации.

Водному кодексу РФ и иным федеральным законам, регулирующим водные отношения, должны соответствовать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Волжского бассейна, которые призваны конкретизировать и дополнять федеральные нормы применительно к региональным особенностям.

В целях улучшения экологической обстановки и обеспечения устойчивого социально-экономического развития в регионах Волжского бассейна было принято постановление Правительства РФ от 24 апреля 1998 г. «О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волга и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (Программа «Возрождение Волги»)». В Программе определялись приоритетные направления поэтапной реализации мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных задач социально-экономического и экологически безопасного развития Волжского бассейна в гармоничном сочетании двух составляющих - «высокого качества окружающей среды и здоровой экономики». Программа была разработана на период до 2010 г. и включала подпрограммы 39 субъектов Федерации, расположенных на территории Волжского бассейна. Их усилиями достигнуты определенные позитивные результаты по улучшению экологической обстановки на территориях.

В связи с не выполнением Федеральной целевой программы «Возрождение Волги» из-за недостаточного финансирования, начавшимся ростом промышленного производства, который может обострить экологическую

13

обстановку в Волжском бассейне, а также увеличением вероятности возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями была утверждена постановлением Правительства от 7 декабря 2001 г. № 860 Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2000-2010 г.г.), в состав которой входит и подпрограмма «Возрождение Волги». Главная цель новой Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Реализация Программы должна проводиться в два этапа: с 2002 по 2004 гг. и с 2005 по 2010 гг.

Немаловажное значение в правовой охране вод имеют бассейновые соглашения, правовое регулирование которых предусмотрено ст. 120 ВК РФ. Взаимоотношения субъектов Федерации, расположенных в Волжском бассейне, по поводу использования и охраны общих водных ресурсов должны базироваться только на бассейновых соглашениях. Эффективным инструментом для обработки механизмов возмещения ущерба аварийных и сверхсогласованных загрязнений, могли бы стать договоры граничащих субъектов, находящихся в Волжском бассейне, о совместном управлении трансграничными водными объектами. В случае успешного применения эти договоры могли бы стать составной частью бассейнового соглашения.

Вторая глава диссертации «Контроль в области охраны вод Волжского бассейна» посвящена государственному, общественному и производственному контролю в области охраны вод Волжского бассейна.

Государственный контроль является одним из административных методов регулирования экологических отношений. Он предусмотрен ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 81 ВК РФ, Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Для усиления государственного контроля за водными объектами Волжского бассейна представляется целесообразным увеличение числа контролирующих инспекторов, осуществляющих государственный эколо-

14

гическии контроль; выделение определенной доли отчислений от штрафов, выявленных неплатежей за водопользование и нанесение вреда водным объектам, от реализации конфискованных орудий совершения или предмета совершения водных правонарушений, на улучшение материально-технического обеспечения, социальной сферы и денежного содержания государственных инспекторов по водному контролю.

Государственный водный контроль целесообразно проводить систематически, так как водные объекты загрязняются, засоряются постоянно. Основное предназначение контроля - своевременное и адекватное реагирование на неисполнение требований водного законодательства.

В работе отмечается, что существующий общественный экологический контроль водным законодательством не предусмотрен. В нем отсутствует соответствующая обязанность контролируемых организаций и государственных органов создавать условия для проведения общественного контроля. Поэтому структура организации и ведения общественного водного контроля не имеют строгой регламентации как в государственном контроле. Различие между государственным и общественным контролем заключается также в законодательной обязательности исполнения санкций, применяемых государственными инспекторами в пределах их полномочий, в юридической силе протоколов, решений, предписаний, постановлений. Субъекты общественного контроля не обладают властными полномочиями. Наиболее результативным механизмом их деятельности является использование потенциальных возможностей государственных органов, органов местного самоуправления для пресечения правонарушений.

Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне обязанность определенных должностных лиц и государственных органов представлять достоверную экологическую информацию общественным организациям, в том числе о проектах строительства предприятий и других объектов. Это во многом обуславливается необходимостью участия общественных организаций в экологическом контроле именно на стадии планирования, строительства. Эффективность природозащитной деятельности общественной организации на более поздних стадиях значительно снижает-

15

ся. В силу такого законодательного закрепления общественные организации будут иметь возможность участвовать в деятельности по охране вод.

Российским общественным и некоммерческим объединениям следует изучать и перенимать опыт работы зарубежных стран в осуществлении общественного водного контроля. Так, заслуживает внимания опыт борьбы общественности, экологических организаций Нидерландов с загрязнением рек Рейн, Маас и Схелде, который был использован общественным движением «Поможем Реке» в г. Нижний Новгород. Приоритетным направлением общественного движения являлась инвентаризация очагов загрязнения в бассейне Волги и проведение акций против предприятий-загрязнителей. Голландская организация «Мильеконтакт-Ост-Европа» сотрудничала с Координационным центром движения по разработке стратегии борьбы с промышленным загрязнением Волги. Ими совместно был разработан проект «Волга», основными целями которого являлись: повышение профессионального уровня общественных объединений, экологического движения Поволжья, привлечение внимания международной общественности к проблеме загрязнения Волги.

Действующее природоохранительное законодательство, в частности, ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды», предусматривает производственный контроль. Обозначая эффективность производственного контроля при загрязнении вод Волжского бассейна, автор полагает, что его практическая реализация достаточно проблематична. Как известно, отсутствие производственного контроля на промышленных предприятиях, в хозяйствующих субъектах обуславливается необходимостью финансовых затрат на организацию и последующее функционирование экологических служб, отделов. В настоящее время порядок организации производственного контроля регулируется не законодательными актами, а лишь положениями, утверждаемыми на предприятии, ином субъекте хозяйственной или иной деятельности.

В связи с этим, уместна постановка вопроса о совершенствовании законодательства в области производственного контроля, о целесообразности осуществления обязательного производственного контроля на всех пред-

16

сти и ведомственной принадлежности, которые своей деятельностью способствуют загрязнению вод Волжского бассейна.

Диссертантом вносится предложение о разработке Типового положения об обязательном производственном контроле для промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с антропогенным воздействием на воды Волжского бассейна.

В третьей главе диссертации «Ответственность в области охраны вод Волжского бассейна» рассматриваются различные формы юридической ответственности в исследуемой сфере.

В общей форме водное правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом или субъектами водных правоотношений, направленное на несоблюдение водного законодательства, а также установленных специфических правил, положений и предписаний в отношении рационального использования и охраны водных объектов, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

В рамках современной тенденции экологизации предприятий целесообразно урегулировать служебные и трудовые обязанности должностного лица, руководителя, его заместителей, работников, связанных своей деятельностью с использованием и охраной вод Волжского бассейна, в коллективных договорах, соглашениях, правилах внутреннего распорядка, соответствующих инструкциях.

Необходимо предусмотреть в уставах или положениях дисциплинарную ответственность за совершение конкретного проступка, связанного с ненадлежащим выполнением трудовых функций, установить дополнительные меры дисциплинарных взысканий. Повышению эффективности дисциплинарной ответственности также могут способствовать меры морального и материального стимулирования в выполнении водоохранных мероприятий, экономии воды.

В правовой охране вод Волжского бассейна немаловажное значение имеет административная ответственность.

17

Диссертантом отмечается, что штрафные санкции, предусмотренные Административным кодексом РФ, достаточно низкие по сравнению с нанесенным вредом водным объектам и получаемой прибылью юридических лиц. В связи с этим целесообразно установить повышенные санкции за длящиеся (повторные) водные правонарушения. При повторном привлечении виновных лиц к ответственности размер штрафа должен увеличиваться в зависимости от числа правонарушений в календарном году. Если административные взыскания в виде штрафа не дали ожидаемого результата, а предприятие, например, продолжает противоправные залповые сбросы загрязненных сточных вод, то за каждый повторно совершенный проступок размер штрафа должен увеличиваться в три раза в течение календарного года.

Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за загрязнение вод (ст.250 УК РФ).

В диссертационном исследовании указывается на целесообразность изменения состава преступления по ст.250 УК РФ, превратив его из материального в формальное, т.е. уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств должна наступать за возможность причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, здоровью человека.

Большая роль в правовой охране вод Волжского бассейна принадлежит гражданско-правовой ответственности. Основное назначение гражданско-правовой ответственности в области охраны вод - возмещение вреда, направленного на компенсацию расходов по восстановлению нарушенного состояния водных объектов.

В Волжском бассейне использование водных ресурсов осуществляется с помощью водохозяйственных объектов, сооружений, в том числе гидротехнических, различных механизмов, а также речного транспорта, эксплуатация которых представляет повышенную опасность. Анализ многочисленных видов деятельности, связанной с хозяйственной эксплуатацией

18

водных ресурсов, и случаев причиненного в процессе такой деятельности вреда дает основание полагать, что мы имеем дело с владельцами источников повышенной опасности, которые обязаны возмещать причиненный ими вред независимо от наличия вины. Исходя из этого, вопрос признания некоторых видов хозяйственной эксплуатации водных ресурсов владельцами источников повышенной опасности для окружающих нуждается в законодательном закреплении. Так, в водном законодательстве целесообразно предусмотреть, что используемые водные объекты в промышленности и энергетике, в сельском и лесном хозяйстве, в гидроэнергетике, на речном транспорте и лесосплаве являются источником повышенной опасности для окружающих.

Одним из надежных источников возмещения ущерба окружающей среде, а также природным ресурсам, в том числе водным, является экологическое страхование. Экологическое страхование - это представляет страхование гражданской ответственности владельцев объектов возможной опасности для окружающей среды, как основной финансовый инструмент аккумуляции средств, позволяющий направлять необходимые суммы на ликвидацию последствий экологических катастроф и на возмещение ущерба пострадавшим.

В настоящее время сформировалось нормативно-правовое поле в области экологического страхования, как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве отдельных ее субъектов. Однако до сих пор не установлен четкий механизм его реализации, отсутствует система страхования экологических рисков.

Для скорейшего развития обязательного экологического страхования необходимо принять нормативно-правовой акт, регулирующий вопрос обязательного экологического страхования в Волжском бассейне. В нем необходимо предусмотреть:

- перечень страховых случаев, то есть кратковременных экологически опасных событий, наступление которых возможно на территории Волжского бассейна;

19

- конкретные объекты, в том числе промышленные, находящиеся в Волжском бассейне, функционирование которых связано с большим или меньшим риском возникновения ситуации, когда в результате непреднамеренного события в воды бассейна могут попасть вредные вещества;

- обстоятельства, при которых могут проявиться последствия длительного загрязнения, а также многократных залповых сбросов (преднамеренное загрязнение) вредных веществ;

- специальные методические указания для оценки убытков, причиненных в результате аварийного загрязнения вод Волжского бассейна;

- источник уплаты страховых взносов страхователем, выгодных для предприятия, а также других субъектов страхования. На наш взгляд, наиболее эффективным является использование части платежей предприятий за загрязнение в качестве взносов по экологическому страхованию;

- общий страховой фонд регионов Волжского бассейна, поскольку он является единой, взаимосвязанной природно-технической системой;

- бюджетные средства субъектов Волжского бассейна для создания резервного страхового фонда.

Кроме этого, необходимо создать специальную страховую компанию по заключению договоров экологического страхования регионов, находящихся в Волжском бассейне, по размещению и использованию Волжского страхового экологического фонда; разработать типовой договор экологического страхования для субъектов Волжского бассейна.

В конечном итоге экологическое страхование реально обеспечит необходимыми финансовыми средствами ликвидацию последствий нанесенного экологического вреда.

Учитывая особенности загрязнения вод Волжского бассейна, в диссертационном исследовании рассматривается также специфическая эколого-правовая ответственность. Применение данной формы ответственности наиболее полно отвечает потребностям правовой охраны вод Волжского бассейна. Эта ответственность выражается в ограничении, приостановлении или запрещении экологически вредной деятельности. Практическая реализация положений, содержащихся в ст. 80 Федерального закона «Об охране

20

окружающей среды» и ст. 1065 ГК РФ, способна положительно повлиять на степень загрязненности вод Волжского бассейна.

В заключении диссертации подчеркивается важность значения вод Волжского бассейна для общества и необходимость совершенствования законодательства об их охране.

Основные положения диссертации опубликованы в работах:

1. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды // В кн.: Реализация программы развития системы кооперативного образования Российской Федерации. Тезисы докладов научно-практической конференции 30-32. января 1997 года. Чебоксары. 1997. С.87-88.

2. Целевое использование вод Волжского бассейна // В кн.: Трансформация потребительской кооперации в рыночную систему. Казань. 1997. С.9-11.

3. Административная ответственность за загрязнение водных ресурсов в сельском хозяйстве // В кн.: Проблемы использования ресурсов агропромышленного производства. Материалы региональной научно-практической конференции. Чебоксары. 1998.С.140- 141.

4. Правовое регулирование питьевой воды Волжского бассейна // В кн.: Потребительская кооперация: от тактики выживания к стратегии роста. Сборник научных трудов. М., 1998. С.9.

5. Право водопользования вод Волжского бассейна на этапе к рынку. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. ЧКИ МУПК. Вып. ХП. Чебоксары. 1998. С. 15-16.

6. Отдельные проблемы правого регулирования водопользования // В кн.: Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Тезисы докладов научно-практической конференции. Чебоксары. 2000. С.8.

7. Правовое регулирование вод в хозяйственной деятельности //Сборник научных статей МУПК. Москва-2000. С.10-11.

8. Уголовная ответственность за загрязнение вод // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Вып. XIV. Чебоксары: Руссика. 2000. С. 46-47.

21

9. Об изучении экологического законодательства // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Чебоксары: Руссика. Вып. XIV. 2000. С. 45-46.

10. Рациональное использование вод в системе потребительской кооперации // В кн.: Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. Тезисы докладов научно-практической конференции. Чебоксары. 2001. С. 163.

11. Понятие и основание ответственности за загрязнение вод. Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары. 2001.С.27-31.

12. Правовые основы экологического страхования // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч. 2. Вып. XV. Чебоксары. 2001. С.23-25.

13. Правовая охрана вод // В кн.: Молодежь и кооперация: Материалы 26 студенческой научной конференции. Чебоксары. 2002. С.117.

14. Государственный экологический контроль в области охраны вод // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 2. Чебоксары. 2002. С.22-24.

15. Конституционное регулирование охраны окружающей среды // В кн. Конституция Чувашской Республики: юридическая природа, эволюция и современность. Материалы межвузовской научно-практической конференции 29 марта 2002 г. Чебоксары: Руссика. С. 49-52.

16. Эколого-правовая ответственность в области охраны вод Волжского бассейна // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч 2. Вып. XVI. Чебоксары. 2002. С. 26-30.

 

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Правовая охрана вод Волжского бассейна
Белякова, С. Р.

Белякова, С. Р.
Правовая охрана вод Волжского бассейна :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Актуальность темы исследования.

Волга - самая крупная река Европы, протяженностью 3531 км. В древности ее называли «Ра» (щедрая), в средние века - «Итиль» (река рек), позже величали «святой» и «матушкой». Она один из ярких символов, национальная гордость России.

Бассейн реки Волга является самой экономически развитой европейской частью страны. На его территории расположено 442 города, проживает около 61 млн. человек, т.е. свыше 40% населения страны. В нем сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности, прежде всего химической, черной и цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности, энергетики и атомной промышленности, т. е. около 50% промышленного потенциала России. Только нефтеперерабатывающие предприятия в водную среду ежегодно сбрасывают 63 млн. куб. м неочищенных и недостаточно чистых стоков.

Около 87% русла Волжского бассейна зарегулировано каскадом водохранилищ. В бассейне имеется 21 крупное водохранилище, а всего эксплуатируется 716 водохранилищ. На реке Волга и ее крупнейшем притоке реке Кама построено 11 гидроэлектростанций.

Волжские водохранилища сильно загрязнены нефтепродуктами, фенолами, соединениями меди, железа, формальдегидом, органикой (вода оценивается от «загрязненной» до «очень грязной»). В течение последних 15 лет наблюдается процесс евтрофирования (цветения) Волжских водохранилищ.

Загрязнителями Волги являются предприятия сельского хозяйства, применяющие агрохимикаты и другие химические средства. От 30 до 70% минеральных удобрений смывается в водные объекты бассейна.

Экологически неблагополучно состояние водных объектов в районах расположения животноводческих ферм и комплексов с гидросмывом навоза.

Свою «лепту» в загрязнение вод Волжского бассейна вносит коммунально-бытовое хозяйство. Через системы канализации в Волгу сбрасывается более 70% загрязненных сточных вод.

3

Отсюда закономерно, что снабжение качественной питьевой водой является одной из приоритетных проблем, от решения которой зависят здоровье и уровень жизни населения.

Следует отметить, что в каждой третьей пробе из источника для питьевой воды бассейна Волги могут содержаться вредные вещества, превышающие предельно допустимые концентрации в 2-4 раза, а в отдельных случаях в 100 раз. Из всего объема сбрасываемых сточных вод лишь 10-15% обеспечиваются очисткой до нормативного качества перед их выпуском в водоемы. До 50% населения Волжского бассейна вынуждено использовать для питья воду, которая не в полной мере соответствует требованиям ГОСТа 2874-82 «Питьевая вода» по физико-химическим, органическим, микробиологическим показателям.

Однако российское законодательство, регулирующее отношения в области охраны вод, не отвечает в полной мере потребностям общества, не может эффективно противостоять загрязнению, засорению, истощению вод Волжского бассейна.

Проблема охраны вод чрезвычайна сложна и требует принятия незамедлительных мер по предотвращению последующего загрязнения, засорения, истощения и ухудшения экологической обстановки в целом. В противном случае могут наступить негативные процессы глобального масштаба. Сложная экологическая обстановка в регионе является одной из основных причин низкого естественного прироста населения, высокой заболеваемости и смертности по сравнению со среднероссийскими показателями. В этой ситуации значение правовой охраны вод Волжского бассейна неизмеримо возросло. В экологических как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс и экономических интересах природоохранительные мероприятия в отношении вод все больше сводятся к регулированию и установлению оптимального обеспечения необходимого количества и качества вод для питьевых, хозяйственно-бытовых, промышленных, энергетических и других нужд.

Правовая охрана вод Волжского бассейна приобрела актуальный характер в современной действительности, что и предопределило выбор в качестве темы диссертационного исследования.

4

Степень разработанности правовых проблем. Отечественная юридическая наука уделяла немало внимания вопросам исследования правовой охраны вод. Одним из первых советских ученых, исследовавших теоретические проблемы, связанные с охраной вод, был профессор Л.И. Дембо. Сложные вопросы советского водного законодательства, в том числе охраны вод, ответственность за нарушение водного законодательства, отражены в трудах Члена-корреспондента РАН, профессора О.С. Колбасова. Отдельные аспекты правовой охраны вод, совершенствования законодательства об ответственности за водные правонарушения нашли свое место в работах профессора СБ. Байсалова. Основные вопросы правового регулирования охраны вод от загрязнения и порядка сброса сточных вод, осуществления контроля и привлечения виновных лиц к ответственности были исследованы А.М. Кавериным.

Некоторые проблемы охраны вод отражены в диссертационных исследованиях: Колбасов О.С. «Проблемы совершенствования советского водного законодательства» (1968 г.); Пашков М.А. «Вопросы правовой охраны поверхностных вод» (1973 г.); Каверин А.М. «Правовая охрана вод от загрязнения и регулирование сброса сточных вод» (1974 г.); Тимофеев Л.А. «Правовое обеспечение комплексного использования вод (по материалам Волжского бассейна)» (1979 г.); Культелеев СТ. «Проблемы ответственности за водные правонарушения» (1981 г.); Шалтакбаев СЖ. «Теоретические вопросы правовой охраны вод» (1985 г.); Цулукидзе ДА. «Правовое обеспечение комплексного водопользования в Республике Грузия» (1995 г.); Мухамед-Ирекле А. «Правовая охрана вод в Республике Башкортостан» (1999 г.) и др.

Однако детальное изучение правовой охраны вод Волжского бассейна до сих пор не проводилось.

В настоящем диссертационном исследовании проанализировано действующее законодательство в области охраны вод. Автор обосновывает конкретные предложения, направленные на совершенствование правовых норм и практики их применения в данной области.

5

Предмет диссертационного исследования составляют: комплекс правовых норм, регулирующих правовую охрану вод Волжского бассейна; теоретические разработки и практика применения нормативных актов, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны вод Волжского бассейна.

Цель и задачи настоящего исследования. Цель исследования - изучение и анализ действующего российского законодательства в области охраны вод; выявление особенностей правового регулирования и эффективности реализации правовых средств, направленных на охрану вод Волжского бассейна; обоснование ряда конкретных предложений по совершенствованию водного и ряда других отраслей законодательства, в той или иной степени регулирующих отношения по охране вод Волжского бассейна. Для реализации данной цели в рамках диссертационного исследования поставлены следующие, задачи:

- провести анализ сложившейся в Волжском регионе неблагоприятной экологической ситуации, оказывающей негативное воздействие на состояние вод бассейна;

- установить особенности правовой охраны вод Волжского бассейна и дать развернутое ее определение;

- проанализировать действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской федерации и ее субъектов, расположенных в Волжском бассейне, проекты законов, регулирующих отношения по охране вод, выявить проблемы, связанные с их применением;

- определить особенности видов экологического контроля как правового инструмента в области охраны вод Волжского бассейна;

- изучить правоприменительную, арбитражную, судебную практику, связанную с нарушением водного законодательства, а также по охране вод Волжского бассейна;

- исследовать виды юридической ответственности в области охраны вод Волжского бассейна, внести конкретные предложения по повышению их эффективности применения.

6

Методологической основой диссертационного исследования являются методы сравнения и абстрагирования, анализа и синтеза, использования элементов формальной и диалектической логики. Их применение позволило автору исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимости, целостности и всесторонности.

Материалы законодательной и правоприменительной практики использованы в качестве базы для формирования исходных положений, для разработки методики исследования, для получения эмпирических данных, характеризующих правовую охрану вод Волжского бассейна.

Теоретические основы диссертации. Основной теоретической базой для исследования послужили труды ученых в области экологического и природоресурсного права: С.АБоголюбова, М.М.Бринчука, Г.Е.Быстрова, В.В Вербицкого, А.К.Голиченкова, Р.К.Гусева, О.Л.Дубовик,... В.Г.Емельяновой, Ю.Г.Жарикова, И.О.Красновой, В.В.Круглова,

И.Ф.Панкратова, Н.Г. Жаворонковой, Л.А.Заславской, В.В.Петрова. Работы ученых представили возможность воспользоваться не только концептуальными положениями, но и конкретными выводами и оценками, касающимися охраны вод, совершенствования водного законодательства, экологического контроля в области охраны вод.

Труды ученых-юристов в области административного и уголовного права Ю.С.Адушкина, С.Н.Братусь, И.Ш.Борчашвили, А.Е.Еренова, А.Е. Жалинского, Э.Н.Жевлакова, И.А.Иконицкой, Л.В.Ильяшенко, Ю.ИЛяпунова, В.М.Манохина, М.Г.Масевича, ВЛ.Мунтяна, Н.Б.Мухитдинова, П.Ф. Повелициной, Б.Г.Розовского, И.С.Самощенко, М.Х.Фарукшина, Е.А. Флейшиц, Ю.СШемшученко и др. послужили основой для проведенного в диссертационном исследовании анализа юридической ответственности в области охраны окружающей среды, а также для оценки правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения водного законодательства.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Настоящая диссертационная работа представляет собой первое, комплексное и самостоятельное научное, посвященное правовой охране вод

7

Волжского бассейна. В работе намечаются пути дальнейшего развития законодательства, обеспечивающего правовую охрану вод этого региона.

Основными теоретическими выводами и положениями, которые выносятся на защиту, являются:

- определение содержания правовой охраны вод Волжского бассейна как сложной комплексной проблемы, решение которой требует согласованных правовых действий хозяйствующих субъектов, а также субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Волжского бассейна, направленных на предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод;

- о необходимости совершенствования государственного экологического контроля в области охраны вод Волжского бассейна, в частности: об увеличении числа контролирующих инспекторов, осуществляющих государственный экологический контроль; о выделении определенной доли отчислений от штрафов, выявленных неплатежей за водопользование и нанесение вреда водным объектам, от реализации конфискованных орудий совершения или предмета совершения водных правонарушений, на улучшение материально-технического обеспечения, социальной сферы и денежного содержания государственных инспекторов по водному контролю;

- о необходимости обязательного производственного контроля на всех предприятиях, во всех хозяйствующих субъектах, которые своей деятельностью способствуют загрязнению вод Волжского бассейна; предложена структура Типового положения об обязательном производственном экологическом контроле;

- о целесообразности повышения штрафных санкций за нарушение водного законодательства: увеличение размера штрафа в зависимости от количества совершенных правонарушений в календарном году. Увеличение размера штрафа в три раза за каждый повторно совершенный административный проступок в течение календарного года;

- о необходимости изменения состава преступления, предусмотренного ст.250 УК РФ, из материального в формальное, т.е. уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их

8

природных свойств должна наступать за возможность причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, здоровью человека;

- о принятии нормативно-правового акта, регулирующего вопрос об обязательном экологическом страховании в Волжском бассейне. Содержание названного нормативно - правового акта приложено к диссертационному исследованию.

Научно-теоретическое и прикладное значение диссертационного исследования заключается в том, что его теоретические и практические рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности и правоприменительной практике.

Материалы исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе при преподавании курса «Экологическое право», а также при дальнейшей научной разработке данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии. Ее основные выводы и положения были изложены на научно-практических конференциях, отражены в опубликованных автором работах.

Многие положения диссертационного исследования использовались автором в процессе преподавания учебных курсов «Экологическое право», «Земельное право» в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственной университет им. И.Н.Ульянова», Чебоксарском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации, Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.

Структура диссертации. Название, структура и объем диссертации обусловлены актуальностью и целями исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

9

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цели и задачи, научная новизна и практическая значимость, излагаются теоретические и методологические основы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Общая характеристика правовой охраны вод Волжского бассейна» выявляются основные функции вод: экологические, социальные, экономические. Проводится анализ понятий: «вода», «воды», «бассейн реки», «водохранилище» в зависимости от их смыслового значения, предмета правового регулирования.

Серьезной проблемой для Волги и Волжского бассейна является ухудшение качества малых рек. В Волгу впадают 151 тыс. рек и ручьев длиной свыше 10 км. Около 2600 рек относятся к притокам первой величины, крупнейшие, из которых Ока и Кама. Каждый район Волги имеет свои особенности, которые влияющие на состояние малых рек, ее экосистему. Отсюда следует, что реализация мер по охране, оздоровлению экологического состояния ресурсов малых рек должна проводиться с учетом региональных особенностей, т.е. с учетом природных особенностей территорий и специфики хозяйственной активности в ее пределах. Существенную роль в восстановлении, охране малых рек имеет обретение ими рекреационного статуса, а также увеличение размеров их водоохранных зон.

Вопрос об охране малых рек недостаточно отрегулирован в водном законодательстве. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть все возможные правовые проблемы, связанные с использованием и охраной малых рек, поскольку без их возрождения невозможно возрождение больших рек.

Правовая охрана вод Волжского бассейна представляет собой сложную комплексную проблему, решение которой зависит от согласованных правовых действий хозяйствующих субъектов, а также субъектов Российской Федерации, находящихся на территории бассейна, направленных на предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод.

10

Автором анализируется процесс становления и развития российского водного законодательства. Главная, основополагающая роль в водном законодательстве РФ в области охраны вод принадлежит Водному кодексу. Все иные федеральные законы, регулирующие водные отношения, должны быть в соподчиненном положении перед Водным кодексом. РФ.

Исследуя проект Водного кодекса (далее Проект), подготовленный Министерством природных ресурсов Российской Федерации, диссертантом делается вывод о том, что он направлен на реализацию важнейших положений Конституции РФ, на актуализацию проблем собственности на водные объекты, разграничение управленческих полномочий, изменение системы требований и процедур в области водных отношений. Положительной стороной Проекта являются, например, четко закрепленный бассейновый принцип управления водопользованием, регулирование отношений собственности в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ.

Глава 3 Проекта «Право собственности и иные права на водные объекты» содержит радикально иной подход к отношениям собственности. Прежде всего в ст.14 Проекта назван новый вид государственной собственности - совместная государственная собственность. Вместе с тем в Конституции РФ и законодательстве, а также в самом Проекте используется термин «государственная собственность». В данном случае целесообразно было бы говорить о федеральной собственности, а не о совместной. Это подтверждает и порядок предоставления водных объектов в пользование, по которому все решения принимаются на федеральном уровне.

В соответствии со ст. 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ в Проекте было бы целесообразно дать разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации, тем более, что в ст. 15 Проекта устанавливается право собственности субъектов Российской Федерации на обособленные водные объекты.

Статья 16 Проекта предусматривает новую разновидность муниципальной собственности — собственность поселение. Однако правовыми актами правовой режим собственности поселений не определен. В любом случае, это та же муниципальная собственность на обособленные водные

11

объекты, приобретенные поселениями по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

В Проекте отсутствуют статьи, устанавливающие общие права и обязанности граждан и юридических лиц в области водопользования, что значительно усложняет привлечение виновных к ответственности в соответствии с нормами уголовного и административного законодательства.

Диссертантом высказываются предложения по проекту Федерального закона, «Об экологическом оздоровлении реки Волги и ее притоков, о восстановлении и сохранении природных комплексов Волжского бассейна», подготовленного Министерством природных ресурсов Российской Федерации, (далее Закон), в частности: о целесообразности включения в содержание этого Закона целей, механизмов его реализации; об урегулировании вопросов, возникающих в связи с трансграничными переносами загрязняющих веществ в речной системе; об экологичности судоходства; о роли и значении бассейновых соглашений между субъектами Российской Федерации; о правовой охране вод Волжского бассейна и реки Волга.

В работе проводится сравнительный анализ Водного кодекса Республики Башкортостан (1998 г.) и Водного кодекса Республики Татарстан (1999 г.). В республиканских водных кодексах традиционно регулируются охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, а также в зависимости от вида деятельности.

Проанализировав региональное законодательство в области охраны вод Волжского бассейна, автором делается вывод о том, что большинство субъектов, расположенных в этом регионе, имеют законы, регулирующие плату за водные объекты, структура которых практически идентична Закону РФ от 12 мая 1998г. «О плате за пользование водными объектами». Основное различие - в ставках за пользование водными объектами, а также в категориях плательщиков, пользующихся льготами по оплате.

Диссертант анализирует Закона Саратовской области от 14 августа 2000 г. «О водопользовании в Саратовской области», который содержит ряд норм, определяющих прогрессивные тенденции развития законодательства, направленного на рациональное использование и охрану водных ресурсов,

12

создание благоприятных условий для проживания и здоровья населения области.

Отмечается важность подзаконного нормотворчества органов исполнительной власти регионов, направленного на обеспечение охраны вод Волжского бассейна с учетом местных особенностей. Нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам охраны вод местного значения не могут противоречить Водному кодексу РФ, иным федеральным законам, принятым в его развитие, и законам субъектов Российской Федерации.

Водному кодексу РФ и иным федеральным законам, регулирующим водные отношения, должны соответствовать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Волжского бассейна, которые призваны конкретизировать и дополнять федеральные нормы применительно к региональным особенностям.

В целях улучшения экологической обстановки и обеспечения устойчивого социально-экономического развития в регионах Волжского бассейна было принято постановление Правительства РФ от 24 апреля 1998 г. «О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волга и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (Программа «Возрождение Волги»)». В Программе определялись приоритетные направления поэтапной реализации мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных задач социально-экономического и экологически безопасного развития Волжского бассейна в гармоничном сочетании двух составляющих - «высокого качества окружающей среды и здоровой экономики». Программа была разработана на период до 2010 г. и включала подпрограммы 39 субъектов Федерации, расположенных на территории Волжского бассейна. Их усилиями достигнуты определенные позитивные результаты по улучшению экологической обстановки на территориях.

В связи с не выполнением Федеральной целевой программы «Возрождение Волги» из-за недостаточного финансирования, начавшимся ростом промышленного производства, который может обострить экологическую

13

обстановку в Волжском бассейне, а также увеличением вероятности возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями была утверждена постановлением Правительства от 7 декабря 2001 г. № 860 Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2000-2010 г.г.), в состав которой входит и подпрограмма «Возрождение Волги». Главная цель новой Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Реализация Программы должна проводиться в два этапа: с 2002 по 2004 гг. и с 2005 по 2010 гг.

Немаловажное значение в правовой охране вод имеют бассейновые соглашения, правовое регулирование которых предусмотрено ст. 120 ВК РФ. Взаимоотношения субъектов Федерации, расположенных в Волжском бассейне, по поводу использования и охраны общих водных ресурсов должны базироваться только на бассейновых соглашениях. Эффективным инструментом для обработки механизмов возмещения ущерба аварийных и сверхсогласованных загрязнений, могли бы стать договоры граничащих субъектов, находящихся в Волжском бассейне, о совместном управлении трансграничными водными объектами. В случае успешного применения эти договоры могли бы стать составной частью бассейнового соглашения.

Вторая глава диссертации «Контроль в области охраны вод Волжского бассейна» посвящена государственному, общественному и производственному контролю в области охраны вод Волжского бассейна.

Государственный контроль является одним из административных методов регулирования экологических отношений. Он предусмотрен ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 81 ВК РФ, Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Для усиления государственного контроля за водными объектами Волжского бассейна представляется целесообразным увеличение числа контролирующих инспекторов, осуществляющих государственный эколо-

14

гическии контроль; выделение определенной доли отчислений от штрафов, выявленных неплатежей за водопользование и нанесение вреда водным объектам, от реализации конфискованных орудий совершения или предмета совершения водных правонарушений, на улучшение материально-технического обеспечения, социальной сферы и денежного содержания государственных инспекторов по водному контролю.

Государственный водный контроль целесообразно проводить систематически, так как водные объекты загрязняются, засоряются постоянно. Основное предназначение контроля - своевременное и адекватное реагирование на неисполнение требований водного законодательства.

В работе отмечается, что существующий общественный экологический контроль водным законодательством не предусмотрен. В нем отсутствует соответствующая обязанность контролируемых организаций и государственных органов создавать условия для проведения общественного контроля. Поэтому структура организации и ведения общественного водного контроля не имеют строгой регламентации как в государственном контроле. Различие между государственным и общественным контролем заключается также в законодательной обязательности исполнения санкций, применяемых государственными инспекторами в пределах их полномочий, в юридической силе протоколов, решений, предписаний, постановлений. Субъекты общественного контроля не обладают властными полномочиями. Наиболее результативным механизмом их деятельности является использование потенциальных возможностей государственных органов, органов местного самоуправления для пресечения правонарушений.

Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне обязанность определенных должностных лиц и государственных органов представлять достоверную экологическую информацию общественным организациям, в том числе о проектах строительства предприятий и других объектов. Это во многом обуславливается необходимостью участия общественных организаций в экологическом контроле именно на стадии планирования, строительства. Эффективность природозащитной деятельности общественной организации на более поздних стадиях значительно снижает-

15

ся. В силу такого законодательного закрепления общественные организации будут иметь возможность участвовать в деятельности по охране вод.

Российским общественным и некоммерческим объединениям следует изучать и перенимать опыт работы зарубежных стран в осуществлении общественного водного контроля. Так, заслуживает внимания опыт борьбы общественности, экологических организаций Нидерландов с загрязнением рек Рейн, Маас и Схелде, который был использован общественным движением «Поможем Реке» в г. Нижний Новгород. Приоритетным направлением общественного движения являлась инвентаризация очагов загрязнения в бассейне Волги и проведение акций против предприятий-загрязнителей. Голландская организация «Мильеконтакт-Ост-Европа» сотрудничала с Координационным центром движения по разработке стратегии борьбы с промышленным загрязнением Волги. Ими совместно был разработан проект «Волга», основными целями которого являлись: повышение профессионального уровня общественных объединений, экологического движения Поволжья, привлечение внимания международной общественности к проблеме загрязнения Волги.

Действующее природоохранительное законодательство, в частности, ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды», предусматривает производственный контроль. Обозначая эффективность производственного контроля при загрязнении вод Волжского бассейна, автор полагает, что его практическая реализация достаточно проблематична. Как известно, отсутствие производственного контроля на промышленных предприятиях, в хозяйствующих субъектах обуславливается необходимостью финансовых затрат на организацию и последующее функционирование экологических служб, отделов. В настоящее время порядок организации производственного контроля регулируется не законодательными актами, а лишь положениями, утверждаемыми на предприятии, ином субъекте хозяйственной или иной деятельности.

В связи с этим, уместна постановка вопроса о совершенствовании законодательства в области производственного контроля, о целесообразности осуществления обязательного производственного контроля на всех пред-

16

сти и ведомственной принадлежности, которые своей деятельностью способствуют загрязнению вод Волжского бассейна.

Диссертантом вносится предложение о разработке Типового положения об обязательном производственном контроле для промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с антропогенным воздействием на воды Волжского бассейна.

В третьей главе диссертации «Ответственность в области охраны вод Волжского бассейна» рассматриваются различные формы юридической ответственности в исследуемой сфере.

В общей форме водное правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом или субъектами водных правоотношений, направленное на несоблюдение водного законодательства, а также установленных специфических правил, положений и предписаний в отношении рационального использования и охраны водных объектов, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

В рамках современной тенденции экологизации предприятий целесообразно урегулировать служебные и трудовые обязанности должностного лица, руководителя, его заместителей, работников, связанных своей деятельностью с использованием и охраной вод Волжского бассейна, в коллективных договорах, соглашениях, правилах внутреннего распорядка, соответствующих инструкциях.

Необходимо предусмотреть в уставах или положениях дисциплинарную ответственность за совершение конкретного проступка, связанного с ненадлежащим выполнением трудовых функций, установить дополнительные меры дисциплинарных взысканий. Повышению эффективности дисциплинарной ответственности также могут способствовать меры морального и материального стимулирования в выполнении водоохранных мероприятий, экономии воды.

В правовой охране вод Волжского бассейна немаловажное значение имеет административная ответственность.

17

Диссертантом отмечается, что штрафные санкции, предусмотренные Административным кодексом РФ, достаточно низкие по сравнению с нанесенным вредом водным объектам и получаемой прибылью юридических лиц. В связи с этим целесообразно установить повышенные санкции за длящиеся (повторные) водные правонарушения. При повторном привлечении виновных лиц к ответственности размер штрафа должен увеличиваться в зависимости от числа правонарушений в календарном году. Если административные взыскания в виде штрафа не дали ожидаемого результата, а предприятие, например, продолжает противоправные залповые сбросы загрязненных сточных вод, то за каждый повторно совершенный проступок размер штрафа должен увеличиваться в три раза в течение календарного года.

Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за загрязнение вод (ст.250 УК РФ).

В диссертационном исследовании указывается на целесообразность изменения состава преступления по ст.250 УК РФ, превратив его из материального в формальное, т.е. уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств должна наступать за возможность причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, здоровью человека.

Большая роль в правовой охране вод Волжского бассейна принадлежит гражданско-правовой ответственности. Основное назначение гражданско-правовой ответственности в области охраны вод - возмещение вреда, направленного на компенсацию расходов по восстановлению нарушенного состояния водных объектов.

В Волжском бассейне использование водных ресурсов осуществляется с помощью водохозяйственных объектов, сооружений, в том числе гидротехнических, различных механизмов, а также речного транспорта, эксплуатация которых представляет повышенную опасность. Анализ многочисленных видов деятельности, связанной с хозяйственной эксплуатацией

18

водных ресурсов, и случаев причиненного в процессе такой деятельности вреда дает основание полагать, что мы имеем дело с владельцами источников повышенной опасности, которые обязаны возмещать причиненный ими вред независимо от наличия вины. Исходя из этого, вопрос признания некоторых видов хозяйственной эксплуатации водных ресурсов владельцами источников повышенной опасности для окружающих нуждается в законодательном закреплении. Так, в водном законодательстве целесообразно предусмотреть, что используемые водные объекты в промышленности и энергетике, в сельском и лесном хозяйстве, в гидроэнергетике, на речном транспорте и лесосплаве являются источником повышенной опасности для окружающих.

Одним из надежных источников возмещения ущерба окружающей среде, а также природным ресурсам, в том числе водным, является экологическое страхование. Экологическое страхование - это представляет страхование гражданской ответственности владельцев объектов возможной опасности для окружающей среды, как основной финансовый инструмент аккумуляции средств, позволяющий направлять необходимые суммы на ликвидацию последствий экологических катастроф и на возмещение ущерба пострадавшим.

В настоящее время сформировалось нормативно-правовое поле в области экологического страхования, как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве отдельных ее субъектов. Однако до сих пор не установлен четкий механизм его реализации, отсутствует система страхования экологических рисков.

Для скорейшего развития обязательного экологического страхования необходимо принять нормативно-правовой акт, регулирующий вопрос обязательного экологического страхования в Волжском бассейне. В нем необходимо предусмотреть:

- перечень страховых случаев, то есть кратковременных экологически опасных событий, наступление которых возможно на территории Волжского бассейна;

19

- конкретные объекты, в том числе промышленные, находящиеся в Волжском бассейне, функционирование которых связано с большим или меньшим риском возникновения ситуации, когда в результате непреднамеренного события в воды бассейна могут попасть вредные вещества;

- обстоятельства, при которых могут проявиться последствия длительного загрязнения, а также многократных залповых сбросов (преднамеренное загрязнение) вредных веществ;

- специальные методические указания для оценки убытков, причиненных в результате аварийного загрязнения вод Волжского бассейна;

- источник уплаты страховых взносов страхователем, выгодных для предприятия, а также других субъектов страхования. На наш взгляд, наиболее эффективным является использование части платежей предприятий за загрязнение в качестве взносов по экологическому страхованию;

- общий страховой фонд регионов Волжского бассейна, поскольку он является единой, взаимосвязанной природно-технической системой;

- бюджетные средства субъектов Волжского бассейна для создания резервного страхового фонда.

Кроме этого, необходимо создать специальную страховую компанию по заключению договоров экологического страхования регионов, находящихся в Волжском бассейне, по размещению и использованию Волжского страхового экологического фонда; разработать типовой договор экологического страхования для субъектов Волжского бассейна.

В конечном итоге экологическое страхование реально обеспечит необходимыми финансовыми средствами ликвидацию последствий нанесенного экологического вреда.

Учитывая особенности загрязнения вод Волжского бассейна, в диссертационном исследовании рассматривается также специфическая эколого-правовая ответственность. Применение данной формы ответственности наиболее полно отвечает потребностям правовой охраны вод Волжского бассейна. Эта ответственность выражается в ограничении, приостановлении или запрещении экологически вредной деятельности. Практическая реализация положений, содержащихся в ст. 80 Федерального закона «Об охране

20

окружающей среды» и ст. 1065 ГК РФ, способна положительно повлиять на степень загрязненности вод Волжского бассейна.

В заключении диссертации подчеркивается важность значения вод Волжского бассейна для общества и необходимость совершенствования законодательства об их охране.

Основные положения диссертации опубликованы в работах:

1. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды // В кн.: Реализация программы развития системы кооперативного образования Российской Федерации. Тезисы докладов научно-практической конференции 30-32. января 1997 года. Чебоксары. 1997. С.87-88.

2. Целевое использование вод Волжского бассейна // В кн.: Трансформация потребительской кооперации в рыночную систему. Казань. 1997. С.9-11.

3. Административная ответственность за загрязнение водных ресурсов в сельском хозяйстве // В кн.: Проблемы использования ресурсов агропромышленного производства. Материалы региональной научно-практической конференции. Чебоксары. 1998.С.140- 141.

4. Правовое регулирование питьевой воды Волжского бассейна // В кн.: Потребительская кооперация: от тактики выживания к стратегии роста. Сборник научных трудов. М., 1998. С.9.

5. Право водопользования вод Волжского бассейна на этапе к рынку. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. ЧКИ МУПК. Вып. ХП. Чебоксары. 1998. С. 15-16.

6. Отдельные проблемы правого регулирования водопользования // В кн.: Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Тезисы докладов научно-практической конференции. Чебоксары. 2000. С.8.

7. Правовое регулирование вод в хозяйственной деятельности //Сборник научных статей МУПК. Москва-2000. С.10-11.

8. Уголовная ответственность за загрязнение вод // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Вып. XIV. Чебоксары: Руссика. 2000. С. 46-47.

21

9. Об изучении экологического законодательства // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Чебоксары: Руссика. Вып. XIV. 2000. С. 45-46.

10. Рациональное использование вод в системе потребительской кооперации // В кн.: Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. Тезисы докладов научно-практической конференции. Чебоксары. 2001. С. 163.

11. Понятие и основание ответственности за загрязнение вод. Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары. 2001.С.27-31.

12. Правовые основы экологического страхования // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч. 2. Вып. XV. Чебоксары. 2001. С.23-25.

13. Правовая охрана вод // В кн.: Молодежь и кооперация: Материалы 26 студенческой научной конференции. Чебоксары. 2002. С.117.

14. Государственный экологический контроль в области охраны вод // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 2. Чебоксары. 2002. С.22-24.

15. Конституционное регулирование охраны окружающей среды // В кн. Конституция Чувашской Республики: юридическая природа, эволюция и современность. Материалы межвузовской научно-практической конференции 29 марта 2002 г. Чебоксары: Руссика. С. 49-52.

16. Эколого-правовая ответственность в области охраны вод Волжского бассейна // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч 2. Вып. XVI. Чебоксары. 2002. С. 26-30.

 

Как сделать ногти на новый год 2016

Саша Добавлено 06.10.2009 22:05 У меня по 3-им параметрам разные размеры :) Ника Добавлено 20.10.2009 22:57 У меня.

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Детские размеры на Алиэкспресс: основные правила

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Интернет-магазин женской одежды с бесплатной

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Как узнать размер пальца : как измерить размер

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Кэшбэк Алиэкспресс - что это и как его получить?

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Таблица размеров для женской одежды разных

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Европейский 36, 38, 40, 42, 44, 46 размер одежды

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Размеры бюстгальтера таблица. Как правильно

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Как определить размер одежды для женщин

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Американские размеры одежды, обуви, белья

Как узнать свой размер одежды таблица алиэкспресс

Где получить необходимый опыт, чтобы устроиться на работу в ИТ после